Зачем регистрировать товарный знак

Хоть заявленная тема заметок звучит "Как грамотно зарегистрировать товарный знак", мы начнем с вопроса "Зачем".

Однако, прежде чем ответить на вопрос "Зачем регистрировать товарный знак", давайте определимся с тем, что такое товарный знак.

Согласно ГК РФ товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров, работ, услуг юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, на которое признается исключительное право.

Т.е. товарный знак - это средство индивидуализации, на которое признается исключительное право.

Ключевым является словосочетание  "ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРАВО", т.к. именно исключительное право обеспечивает преимущества зарегистрированного товарного знака перед просто неким обозначением, с помощью которого Вы индивидуализируете,  продвигаете свои товары или услуги. Поскольку лицо, обладающее исключительным правом на товарный знак, правообладатель, вправе использовать этот товарный знак любым не противоречащим закону способом. В то время как другие лица не могут использовать товарный знак без согласия правообладателя. При этом отсутствие запрета, не считается разрешением. Т.е. в случае с товарными знаками (как и в случае с любой иной интеллектуальной собственностью) для третьих лиц действует принцип "все, что не разрешено - запрещено".

После этого краткого вступления давайте рассмотрим аспекты, ради которых имеет смысл регистрировать товарный знак.

Итак, варианты ответа на вопрос "Зачем регистрировать товарный знак?":

1. Получение исключительного права на товарный знак.

То есть получение законодательно гарантированной монополии на Ваше средство индивидуализации. И как следствие - получение гарантированной государством возможности пресечения незаконного использования Вашего товарного знака. И в качестве приятного дополнения Вы получаете возможность запрещать третьим лицам использование не только обозначений тождественных Вашему товарному знаку, но и сходных до степени смешения с ним, что открывает Вам огромную свободу для маневра по отстройке Вашего бренда от конкурентов.

Например, Вы зарегистрировали в качестве товарного знака слово "ЗВЕЗДА", это означает, что вы можете запрещать использование таких вариантов как "ЗВЕЗДОЧКА", "ЗВЕЗДА 2", "ЗВЕЗДА ПРО", "ZVEZDA", "STAR", "STERN" и т.д.

2. Исключение рисков, присущих незарегистрированным обозначениям.

Эти риски связаны со столкновением на рынке Вашего обозначения (логотипа, бренда и т.д.) и сходных обозначений, зарегистрированных другими участниками рынка в качестве товарных знаков, и определенных трудностей (зачастую отсутствии возможности в принципе) в разворачивании сложившихся ситуаций в Вашу пользу. Подробнее риски отсутствия регистрации товарных знаков мы рассмотрим в одной из следующих заметок.

3. Увеличение доходности, масштабирование бизнеса.

Во-первых, согласно исследованиям, проведенным институтом Макса Планка (Германия), маркированные товары продаются как минимум на 20% лучше, чем аналогичные безымянные товары.

Во-вторых, с помощью товарных знаков бизнес великолепно масштабируется, путем предоставления лицензий или продажи франшиз.  Т.е. с Вашего согласия другие лица пользуются Вашими товарными знаками и за это выплачивают Вам лицензионное вознаграждение. При этом не стоит забывать, что помимо просто получения дополнительного дохода, это еще великолепный способ выйти на рынки, доступ к которым затруднен, например, в силу их географической удаленности, или отсутствия в данный момент необходимых ресурсов.

4. Увеличение портфеля нематериальных активов (НМА) Вашей фирмы.

И как следствие - увеличение стоимости фирмы в целом. Это особенно актуально, если Вы постоянно вкладываете средства в рекламу и продвижение Ваших товарных знаков. Тогда с течением времени их стоимость только возрастает и они становятся привлекательными активами,  могут выступать предметами залога, что известно не только в мировой практике, но и в новейшей истории России например, летом 2010 года Сбербанк получил в залог 4 товарных знака группы компаний "Дикая орхидея", Альфа-Банк в конце 2009 года взял в залог товарный знак "Л'Этуаль", а в конце 2010 года взял в залог товарный знак "Московский провансаль".

5. Организация денежных потоков интересным для Вас способом.

Для этих целей удобно воспользоваться лицензионным договором. Предположим, у Вас есть 2 фирмы (родительская и дочерняя, или просто 2 фирмы, это не важно) и Вам нужно, чтобы одна фирма периодически делала отчисления другой фирме. Нет ничего проще - на фирму, в которую надо перечислять деньги Вы регистрируете товарный знак, это будет фирма Правообладатель. Далее эта фирма заключает со второй фирмой лицензионный договор на использование товарного знака, говоря бытовым языком "даете товарный знак в аренду" и согласно этому договору Лицензиат (фирма, которая пользуется товарным знаком) периодически перечисляет Правообладателю лицензионные отчисления.

Итак, в данной заметке мы дали ответы на вопрос "Зачем регистрировать товарный знак?". В следующих заметках мы опишем, как это сделать грамотно. Как избежать подводных камней и не наступить на грабли, как оценивать возможные риски и принимать осознанные решения в процессе регистрации Ваших товарных знаков.

Если у Вас возникнут вопросы, Вы можете задавать их прямо на этой странице, а мы в свою очередь будем на них отвечать.