Регистрация товарного знака за рубежом: Варианты проведения поиска.
Ваш бизнес растет, и вот наступает прекрасный момент, когда Ваши горизонты расширяются, и Ваш бизнес выходит на новый, мировой уровень. Здесь все имеет свои, гораздо более внушительные масштабы: объемы продаж, география распространения, количество потребителей... да и количество товарных знаков становится гораздо внушительнее. К сожалению, Вы не можете мгновенно внедриться в эту теплую компанию, ибо правовая охрана Вашего российского товарного знака, на территории всего мира не действует. Поэтому для сохранения Вашей конкурентоспособности на мировом рынке, один из первых вопросов, над которым стоит задуматься, - это вопрос правовой охраны Вашей интеллектуальной собственности, в частности - Ваших товарных знаков - на международном уровне.
Как писалось ранее, для максимально эффективной и безопасной регистрации товарного знака необходимо постараться выявить возможные препятствия, т.е. уже зарегистрированные или поданные на регистрацию обозначения, которые могут быть противопоставлены Вашему обозначению. Если мы говорим о регистрации Вашего товарного знака на территории РФ, то здесь все просто - проводим поиск по базе данных Российского патентного ведомства (Роспатента) и получаем список обозначений.
Что касается зарубежного поиска, то здесь не все так просто, т.к. существует несколько способов проведения поиска, в зависимости от способа регистрации товарного знака.
Способы регистрации товарных знаков за рубежом:
1. Международная регистрация в странах, подписавших Мадридское Соглашение и/или Мадридский Протокол.
2. Региональная регистрация, например в Ведомстве ЕС по гармонизации на внутреннем рынке.
3. Национальная регистрация в Патентном ведомстве той или иной страны
В соответствии с перечисленными выше способами регистрации, существуют различные варианты проведения зарубежного поиска:
1. Проведение поиска в базе данных Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности (ВОИС), содержащей информацию обо всех международных товарных знаках, зарегистрированных по процедуре, предусмотренной Мадридской системой.
Плюсы:
- относительно невысокая стоимость проведения поиска наряду с возможностью достаточно оперативно получить предварительную информацию об обозначениях, зарегистрированных по процедуре, предусмотренной Мадридской системой регистрации товарных знаков.
Минусы:
- поиск не позволит Вам увидеть национальные товарные знаки и региональные товарные знаки (зарегистрированные через региональные ведомства).
2. Проведение поиска в базе данных интересующего Вас регионального ведомства. В качестве результата Вы получаете список товарных знаков, зарегистрированных на территории стран, входящих в список стран данного региона.
Плюсы:
- относительно невысокая стоимость проведения поиска наряду с возможностью достаточно оперативно получить предварительную информацию об обозначениях, зарегистрированных через региональное ведомство. Например, Ведомтсво ЕС по гармонизации на внутреннем рынке (OHIM).
Минусы:
- поиск не позволит Вам увидеть национальные и международные товарные знаки.
3. Проведение поиска в базе данных национального патентного ведомства каждой страны, в которой Вы хотели бы получить регистрацию. В качестве результата Вы получаете список товарных знаков зарегистрированных:
-на территории конкретной страны в качестве национальных товарных знаков;
-международных товарных знаков, зарегистрированных на территории данной страны (если данная страна является участником Мадридской системы регистрации товарных знаков).
-региональных товарных знаков, зарегистрированных на территории данной страны (если данная страна участвует в том или ином соглашении о регистрации товарных знаков зарубежом).
Плюсы:
- Вы сможете увидеть все товарные знаки, зарегистрированные на территории данной страны - национальные, международные, региональные - вне зависимости от процедуры регистрации. Можно сказать, что данный способ проведения поиска предоставляет наиболее полную и достоверную картину.
- т.к. поиск в базе данных национального патентного ведомства проводится с участием патентного поверенного из данной страны, то наряду со списком товарных знаков Вы так же получаете мнение и рекомендации специалиста, который ориентируется в правоприменительной практике конкретной страны.
Минусы:
- если Вас интересует регистрация Вашего обозначения в большом количестве зарубежных стран, то проведение поиска в базе данных Патентного ведомства каждой из них может оказаться не дешевым удовольствием.
Как правило, когда стоит задача зарегистрировать товарный знак сразу во многих странах, в качестве необходимомго минимума имеет смысл проводить поиск по базе данных ВОИС. Если речь идет о регистрации товарного знака в Европе, то к необходимому минимуму добавляется проведение поиска в базе данных OHIM.
Ну и конечно наиболее точный результат, и следовательно, наиболее точную оценку вероятности успешной регистрации Вашего товарного знака можно получить проводя поиск как по международным базам данных, так и по базам данных национальных патентных ведомств.
Какой вариант проведения поиска больше подойдет для целей регистрации именно Вашего обозначения зависит от тех стран, в которых Вы хотели бы получить правовую охрану. Мы советуем Вам обратиться к нашим поверенным, которые проанализируют Ваши пожелания и разработают стратегию получения правовой охраны в других странах, соответствующую именно Вашим целям и задачам.