Риски не регистрации товарного знака
Периодически нам задают вопросы, аналогичные вопросу из заголовка. Или говорят: "Мы уже несколько лет работаем без всяких регистраций, и у нас нет ни каких проблем". И действительно, возникает вопрос, какие риски существуют в работе с незарегистрированными товарными знаками?
Ничего секретного в этих рисках нет, они все вытекают из исключительного права на товарный знак, давайте рассмотрим их подробнее.
Указанные риски условно можно разделить на две группы, в зависимости от поведения других участников рынка - добросовестного и недобросовестного.
1. Риски, связанные с недобросовестным поведением третьих лиц.
Во-первых, к данной группе рисков относится сознательное паразитирование кого-либо на Вашей репутации. Либо на рынке появляются явные подделки, хотя это явление сейчас не носит такого массового характера как в 90-е годы 20 века. Либо кто-то пытается мимикрировать под Вас, используя очень похожие названия, символы, дизайн и пр. для продвижения своих товаров или услуг, аналогичных Вашим.
В результате Вы имеете две проблемы:
1) Снижение объема продаж из-за потери существующей доли рынка, и недополучение потенциальной доли рынка;
2) Если при этом поддельные товары или услуги оказываются худшего, чем у Вас качества (что, как правило, и бывает в подобных случаях), Ваши покупатели, как реальные так и потенциальные, начинают постепенно от Вас отворачиваться, так как никому не хочется получать некачественный продукт.
Во-вторых, вы можете столкнуться с захватчиками чужой интеллектуальной собственности. Эти "деятели" регистрируют на себя чужие товарные знаки с целью дальнейшего шантажа нерасторопных законных владельцев. И хотя в последнее время с подобными "бизнес моделями" удается успешно бороться, вероятность успеха не является 100%.
В любом случае, без зарегистрированного товарного знака пресечь подобные нарушения значительно сложнее, чем при его наличии, а в ряде случаев вообще невозможно. К тому же предотвратить негативную ситуацию получается в разы дешевле, нежели ее потом исправлять в авральном порядке.
2. "Кто первый встал - того и тапочки" или риски, связанные с добросовестным поведением других участников рынка.
Представьте, что Вы ведете свой бизнес в каком-то регионе нашей страны, и как положено у Вас есть бренд и все приличествующие элементы фирменного стиля. Но в качестве товарных знаков, пока что ничего из этого не зарегистрировано. Страна у нас большая, а регистрация товарного знака, как мы помним, носит территориальный характер, т.е. действует на всей территории страны, в которой он зарегистрирован. В это время в другом регионе нашей большой страны (возможно на ее другом конце) какой-либо другой бизнесмен ведет себе свой бизнес, и про Вас не ведает. Но при этом бизнес у него, аналогичный Вашему, и бренд на Ваш похож. Такое бывает не так уж и редко, особенно если для индивидуализации продукции использовать распространенные слова. Пока по территориям Вы с этим гипотетическим бизнесменом не пересекаетесь, все хорошо, и всех все устраивает.
Дальше у Вас происходит развитие бизнеса, и как следствие территориальное расширение. И тут Вы обнаруживаете, что есть конкурент, который делает тоже самое, да еще и называется похожим образом. Как говорится, дальше - больше. Клиенты начинают Вас путать с ним. Ваша реклама рекламирует бизнес конкурента. Ваши продажи падают. Его недовольные клиенты, обрушивают свое недовольство на Вас, не разобравшись до конца, кто есть кто. В общем, сплошной непорядок. А сделать с этим ничего нельзя. Ведь знак не зарегистрирован, следовательно, исключительных прав на него нет. Следовательно, нет оснований для запрета его использования третьими лицами.
В этой ситуации конечно надо оперативно подавать заявку на товарный знак. И будет очень удачно, если на этом все неприятные сюрпризы закончатся, свой знак Вы благополучно зарегистрируете, и сможете запрещать его использование третьим лицам.
А ведь бывает так, что этот гипотетический конкурент свой знак уже давно зарегистрировал и Вы, а не он становитесь нарушителем его исключительных прав. И Вам придется либо отказываться от Вашего знака, либо как-то договариваться с правообладателем. В любом случае это потери, причем, весьма ощутимые. И винить в сложившейся ситуации этого гипотетического конкурента бессмысленно - он тоже бизнесмен, он давно ведет свой бизнес и заблаговременно позаботился о правовой охране своих средств индивидуализации - первым зарегистрировал товарный знак. А в регистрации товарных знаков действует принцип, называемый в народе "кто первым встал - того и тапочки". Поэтому доказывать потом, что Вы были первый очень и очень затруднительно, а зачастую в принципе невозможно.
Посему, если Вы планируете выводить на рынок новый бренд, проведите сначала работу по его регистрации, а уж затем вкладывайте бюджеты в рекламу и производство. А если Вы уже присутствуете на рынке, но по каким-то причинам еще не зарегистрировали свой товарный знак, не теряйте времени - срочно его регистрируйте! О том, как это сделать грамотно, эффективно и без лишних потерь времени и денег Вы узнаете из следующих заметок.