Самостоятельная правовая охрана элемента товарного знака - что это такое?
В этой заметке мы разберемся:
- что такое самостоятельная правовая охрана элементов товарного знака;
- наличие самостоятельной правовой охраны это хорошо или плохо;
- какое практическое значение она имеет для правообладателя товарного знака.
1) Что такое самостоятельная правовая охрана элементов товарного знака?
Положения о предоставлении самостоятельной правовой охраны элементам товарных знаков отражены в ст. 1483 ГК РФ. Речь идет об элементах, которые не соответствуют законодательным требованиям охраноспособности и по этой причине не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков.
Например, описательные элементы - слово "бар" для услуг баров или слово "сок" для товаров "соки", или указания на место производства товаров, проще говоря, географические указания, например "Петербургский" или "Новгородский" и т.д.
Однако такие элементы могут быть включены в товарный знак как НЕОХРАНЯЕМЫЕ, если они НЕ ЗАНИМАЮТ в нем ДОМИНИРУЮЩЕГО положения и НЕ ВВОДЯТ потребителей в ЗАБЛУЖДЕНИЕ.
Например, у Вас может быть товарный знак, зарегистрированный для услуг ресторанов, представляющий собой словосочетание "ресторан СТАРЫЙ ГОРОД", в котором слово "ресторан" не обладает различительной способностью, и хоть оно и входит в товарный знак, но ему не предоставлена самостоятельная правовая охрана, еще говорят, что это слово дискламировано. Соответственно у Вас есть исключительное право на обозначение в целом и на словосочетание "СТАРЫЙ ГОРОД", но нет исключительного права на слово "ресторан".
Таким образом, если какой-либо элемент товарного знака дискламирован (ему не предоставлена самостоятельная правовая охрана) - это значит, что у правообладателя нет исключительного права на этот элемент, хотя есть исключительное право на обозначение в целом.
2) Наличие самостоятельной правовой охраны это хорошо или плохо?
Поскольку реальная жизнь многообразна, однозначного ответа на этот вопрос нет.
С одной стороны любой правообладатель заинтересован в максимальной правовой охране своих товарных знаков (брендов, логотипов, торговых марок) и, следовательно, заинтересован в получении самостоятельной правовой охраны на любой элемент товарного знака, чтобы иметь возможность бороться с малейшими попытками нарушения его исключительных прав.
Значит, для правообладателя дискламация каких либо элементов товарного знака, особенно если такие элементы играют в знаке не последнюю роль - это плохо. Поскольку это не позволяет ему препятствовать недобросовестному поведению третьих лиц при использовании обозначений, сходных с элементами, на которые у правообладателя нет исключительного права.
С другой стороны, в случаях, когда обозначение представляет собой неохраноспособный элемент или содержит неохраноспособные элементы, единственная возможность зарегистрировать такое обозначение - это зарегистрировать некую композицию, отказавшись от самостоятельной правовой охраны ее элементов.
Возникает законный вопрос - зачем же создавать и пытаться регистрировать такие слабые знаки? В теории вопрос правильный, но в реальной жизни не все так просто.
Есть огромное количество бизнесов, которые функционируют не первый год, имеют определенную известность, но их бренд содержит элементы, которым по общему правилу не может быть предоставлена самостоятельная правовая охрана, а доказать приобретение различительной способности не представляется возможным. При этом такое обозначение все же надо зарегистрировать, чтобы получить исключительные права.
Или другая ситуация - в силу маркетинговых соображений создается логотип, который должен содержать в себе неохраноспособные элементы, и его владелец уверен, что именно таким он и должен быть. Такое обозначение тоже надо как-то регистрировать.
В подобных случаях зачастую единственной возможностью для регистрации является дискламация неохраноспособных элементов. Получается, что для определенных случаев дискламация - это хорошо, т.к. это единственный шанс получить правовую охрану для своего товарного знака, а, следовательно, иметь возможность в случае чего защищать свои права. Все-таки какая-то правовая охрана лучше, чем совсем никакой.
3) Самостоятельная правовая охрана: практическое значение для правообладателя товарного знака.
В ряде случаев, как было описано выше, единственная возможность зарегистрировать товарный знак - это отказаться от самостоятельной правовой охраны каких-то его элементов.
Однако надо понимать, что если каким-то элементам Вашего обозначения не будет предоставлена самостоятельная правовая охрана, Вы не получите на них исключительное право, соответственно Вам будет затруднительно предъявлять претензии третьим лицам в случаях, когда они будут использовать эти или сходные элементы для индивидуализации своих товаров и услуг.
Исходя из вышесказанного, можно дать несколько простых практических советов правообладателям:
- если Вы только разрабатываете свой бренд, логотип, эмблему, постарайтесь сделать его принципиально охраноспособным, чтобы он соответствовал требованиям законодательства, а именно ст. 1483 ГК РФ;
- по возможности не вводите в Ваше обозначение большое количество неохраноспособных элементов, т.к. они размывают и ослабляют Ваш товарный знак;
- если Ваше обозначение представляет собой устойчивую композицию, содержащую неохраноспособные элементы, рекомендуем для целей регистрации товарного знака исключить такие элементы из композиции;
- не пренебрегайте советами специалистов, проконсультируйтесь с патентным поверенным относительно Вашего обозначения, вовремя полученный профессиональный совет избавит Вас в будущем от многих неприятных последствий.